Как-то раз, в прошлом году, решила я поменять машину. На новую было жалко денег, хотелось обойтись без кредита, поэтому цель состояла в том, чтобы найти приличную двух-трехлетку.
Приступив к поиску, я сразу поняла, что самой большой моей проблемой в этом деле является юридическое образование и опыт сопровождения сделок, позволяющий в полной мере оценить всю дикость рынка подержанных авто. Тут же бросились в глаза очевидные риски при покупке машины на вторичном рынке.
Основные риски
1) Первая мысль, от которой становилось не по себе, состояла в том, что купленный автомобиль мог оказаться залоговым. Дело в том, что регистрация залогов автотранспорта нашим законодательством не предусмотрена (точнее, она предусмотрена законом, но отсутствует процедура), поэтому права залогодержателя (например, банка) возникают с момента подписания договора залога, о котором банк никуда сообщать не обязан. Крупные и приличные банки сливают информацию о своих залогах в общую базу и отбирают у должников ПТС, поэтому если машина заложена в серьезном банке, то оригинала ПТС у продавца на руках не будет, а будет только дубликат. Однако, если банк ведет себя не добросовестно, то наличие у продавца на руках оригинала ПТС еще не гарантирует, что машина не в залоге.
Кроме того, можно попытаться получить имеющуюся у банков информацию о залоге выбранного автомобиля. Сделать это официально не возможно, однако, если вы подъедете на авторынок, то у девушек, оформляющих там кредиты, обычно есть база залоговых авто, и за шоколадку или 500 рублей можно попытаться получить необходимую информацию. Т.е. проблема, казалось бы, решается. Но не тут-то было. Во-первых, в базе есть только те сведения, которые банки сообщают добровольно. Если банк пренебрег своим гражданским долгом по информированию коллег, то соответствующих данных там не будет. Во-вторых, в нашем челябинском перечне есть данные только по челябинским залогам (во всяком случае, так было год назад), если машина из другого региона, то данных по ней тоже нет. И, наконец, в-третьих, машина может быть в залоге не у банка, а у Васи Пупкина, и тогда сведений о таком залоге уж точно не получить.
Таким образом, снизить риск покупки залогового авто можно, если вы покупаете машину с оригиналом ПТС, из своего региона и проверяете ее по базе банковских залогов. Однако 100% – ную гарантию вам все равно никто не даст.
Многие удивятся. Как же так, скажут они, ведь я добросовестный приобретатель, банк сам виноват, что не забрал ПТС у продавца, и суд не сможет отобрать у меня машину. Спешу вас огорчить, практика районных судов сводится к тому, что в таких делах, прежде всего, защищают интересы залогодержателей. Если вам не повезло купить залоговую машину, и по кредиту, обеспеченному залогом, перестанут поступать платежи, то залогодержатель (банк) сможет обратить взыскание на вашу покупку (говоря по-русски, отобрать ее). В том числе, у добросовестного приобретателя. Правда, позиция арбитражных судов по этому вопросу, к счастью, другая, но вам скорее всего придется судиться в районном суде.
По этому поводу еще часто задают вопрос: ” А что если мы напишем в договоре купли-продажи, что продавец гарантирует отсутствие залогов и арестов”? Пишите на здоровье, бумага все стерпит. На решение суда об обращении взыскания на предмет залога это не повлияет. Единственное, что сможет дать такая запись – впоследствии вам легче будет взыскать с продавца обратно уплаченные деньги, только вот получить их фактически вы скорее всего не сможете. У таких продавцов обычно нет имущества, за счет которого можно было бы удовлетворить требования кредиторов.
В общем, с залогами все понятно. Дело ясное, что дело темное.
2) Следующий момент, который заставляет задуматься, это аресты, угоны и перебитые номера. Здесь, к счастью, все попроще. Все эти три обстоятельства проверяются гаишниками при снятии автомобиля с учета и при постановке на учет. Таким образом, если машина недавно снята с учета, то, вероятнее всего, она “чистая”. Однако и здесь нужно быть внимательным.
Во-первых, если машина заранее снимается с учета для продажи (например, при покупке перекупщиками), то между снятием с учета и постановкой на учет покупателем на свое имя, проходит время, иногда довольно длительное, особенно если машина из другого региона. В этот промежуток времени в ГИБДД вполне может прийти определение суда о наложении на нее ареста или ориентировка на угон. Т.е. может оказаться, что сняли ее спокойно, а поставить на учет уже не получится. Снизить этот риск можно несколькими способами: можно заранее проконсультироваться в ГАИ (там дают такие справки если вы придете с хозяином, правда только в устной форме), можно просто договориться с продавцом, что вы расплатитесь после постановки на учет на ваше имя (некоторые продавцы на это соглашаются).
В последнее время стало модно продавать машины без снятия с учета (оставлять старые номера). Делать это, конечно, можно, но тогда проверка арестов-угонов будет происходить только один раз – в момент выдачи нового свидетельства о регистрации ТС. При таких обстоятельствах лучше расплачиваться после оформления, а не до него, если продавец согласится. Вообще, расплачиваться всегда спокойнее после.
Порядок расчетов
Кстати, о расчетах. Цивилизованные способы оплаты (безнал или хотя бы банковские ячейки) на челябинском рынке подержаных авто абсолютно не приняты. Деньги носят наличкой в сумках. Даже при покупке премиум-автомобилей, которые и подержанные иногда стоят, как квартира. Таким образом, гаишные очереди – просто сокровище для карманников. Такова наша се ля ви.
Самый распространенный порядок взаимодействия с продавцом состоит в следующем.
1)автомобиль снимается с учета,
2) подписывается договор купли-продажи,
3) продавец подписывает ПТС, передает Вам ключи и все оставшиеся у него документы,
4) вы расплачиваетесь (не забудьте взять с продавца расписку в получении денег),
5) идете ставить автомобиль на учет. Когда все гладко, и все документы в порядке, продавец вам для этого не нужен.
Если автомобиль снят с учета при вас, то эта схема вполне приемлема и достаточно безопасна. Если же автомобиль снят с учета заранее или вообще не снимался с учета (продается со старыми номерами), то при постановке на учет на ваше имя могут выплыть вышеназванные проблемы с арестами.
Как проверить ПТС
Если вы покупаете иномарку, то ПТС обязательно должен быть выдан таможенным органом. Если ПТС на автомобиль, произведенный не в России, выдан каким-нибудь ГИБДД, значит, с ним что-то не в порядке. Серия ПТС должна соответствовать выдавшей его таможне. На эту тему (какой таможне соответствует какая серия ПТС) я находила прекрасную статью в сети, но, к сожалению, потеряла ссылочку. Если найду, выложу.
Немножко о продавцах
Большую часть рынка подержанных авто контролируют разного рода перекупщики. От одиночек-предпринимателей до дилерских центров, продающих подержанные машины, полученные по трейд-ин. В итоге, найти машину, которую продает сам хозяин, не так-то просто, а между тем, стоит постараться. Покупка у хозяина напрямую обладает рядом серьезных преимуществ:
1) Перекупщики обычно продают машину по доверенности, а это всегда опасно для покупателя. Любую доверенность можно и отменить. Если же доверитель, не дай Бог, умер, то доверенность автоматически теряет силу, и ваша сделка по покупке автомобиля может быть оспорена по иску наследников, и обновку отберут.
2) Если хозяин знает, что с машиной что-то не так (технически или юридически), то он обычно старается сбыть ее перекупам, чтобы лично не контактировать с будущим владельцем.
3) Если вы покупаете машину у человека, действующего по доверенности, то все юридические претензии (например, если машина залоговая) вы сможете предъявить не тому, с кем общались при покупке, а доверителю, которого никогда не видели. А настоящий продавец останется в стороне.
4) Если же все-таки покупаете автомобиль у посредника, обязательно смотрите, чтобы в доверенности было специально оговорено право на получение денег. Иначе может получиться, что вы расплатитесь с доверенным лицом, а доверитель потом скажет, что никаких денег не видел.
Таким образом, независимо от честности самого перекупщика, сделки через посредников всегда несколько более опасны, чем прямые сделки. Я уж не говорю о том, что перекупы продают машины дороже, чем покупают сами, иначе зачем бы им этим заниматься.
Отдельно хотелось бы остановиться на дилерских центрах. В своей рекламе они, как правило, заявляют, что покупать у них подержанную машину, якобы, безопаснее, чем на базаре, поскольку они эти машины, мол, проверяют. Между тем, в Челябинске я нашла только один дилерский центр, который на тот момент действительно продавал машины от своего имени и, соответственно, юридически отвечал за то, что продает. Это был Леонар Авто. Все остальные дилерские центры, к которым я обращалась, как и перекупщики с авторынка, продавали автомобили по доверенности, то есть, не отвечали ни за что. Особенно примечателен в этом отношении оказался Регинас. Мало того, что он не берет на себя никакой ответственности (как и все остальные), он еще и снимать автомобиль с учета перед продажей отказывается. Т.е. вы должны сначала заплатить деньги (причем не самому Регинасу в кассу, а некому индивидуальному предпринимателю, который называется менеджером по продажам подержанных автомобилей) и получить документы для постановки на учет. А если машину не поставят на учет по причине наложения ареста, требования по возврату денег вы будете предъявлять к неизвестному прежнему собственнику, которого никогда не видели, и которого нужно еще найти. Регинас будет глубоко не при чем. Правда, этот самый менеджер по продажам утверждал, что “в случае чего мы вернем деньги”, но убеждаться в этом я не стала.
Более того, в отличие от обычных мелких спекулянтов, они еще и не торгуются и не идут ни на какие уступки. Если с обычным перекупщиком, например, вполне реально договориться об оплате после постановки на учет, то дилерский центр никогда на это не пойдет. При любых ваших попытках обезопасить сделку на вас будут смотреть, как на идиота. Мол, что вы так волнуетесь, не завод же покупаете.
При таких обстоятельствах совершенно не понятно, за что переплачивать дилерским центрам. Только за то, что перед продажей автомобиль постоит в красивом месте.
Итак, подведем итоги.
Покупать подержанную машину, к сожалению, совсем не так легко и прятно, как новую. Но, если вы считаете, что разница в цене того стоит, то могу дать несколько коротких рекомендаций:
Во-первых, заранее согласитесь с возможными рисками, полностью их все равно не исключить. В конце концов, машина – это только вещь. Если же вы все-таки хотите снизить возможные проблемы в будущем, обратите внимание на следующие моменты:
1) Лучше всего покупать напрямую у хозяина, а не у перекупщика (таких машин на базаре не много, но при желании найти можно),
2) Если все-таки продавец действует по доверенности, проверяйте в доверенности наличие права на получение денег.
3) Смотрите автомобиль из того региона, где покупаете. Он должен быть ввезен каким-нибудь местным дилерским центром,
4) Последняя сделка с автомобилем должна быть максимально давно. Т.е., если вы ищите 2-3 летнюю машину, у нее должно быть не больше одного хозяина по ПТС.
5) НИКОГДА НЕ ПОКУПАЙТЕ АВТОМОБИЛИ С ДУБЛИКАТАМИ ПТС. Это основной источник проблем. Конечно, бывает, что хозяин просто утерял ПТС, но, по-моему, это его сложности. Вам все это совершенно не нужно.
6) Перед покупкой проверьте автомобиль по базе банковских залогов. Для этого нужно переписать VIN и съездить на авторынок к девушкам, которые занимаются оформлением кредитов. Другого доступа к этой базе я не знаю.
7) Если покупаете машину с номерами, то расплачиваться желательно после постановки на учет на ваше имя. Если же продавец на это не соглашается, то машину лучше предварительно все-таки снять с учета. В момент снятия ее полностью проверят на наличие известных гаишникам юридических проблем.
8) Ну и конечно диагностику технического состояния перед покупкой лучше сделать. Это и так понятно.
На то, чтобы найти машину и продавца, соответствующих этим требованиям лично у меня ушел месяц. Зато теперь с удовольствием езжу. Удачных покупок ).
“Крупные и приличные банки отбирают у должников ПТС”! Ой, я под стол упала, ржу, простите!))) А вот я походила по рынку, промерзла как цуцик, подумала на всех, что они мошенники, продают залоговые перевертыши, и ушла! Вот, пешком теперь хожу. Зато покупатель моей машины был просто ангел: дал мне денег, я ему – подписанный договор с ПТСкой, и он умчался в ГИБДД, поверив мне на слово. Святой, не иначе!
К сожалению, таких ангелов, как Ваш покупатель, среди покупателей большинство. Поэтому и рынок такой дикий. Кто будет защищать права покупателей, если они сами этого не делают, пока жаренный петух не клюнет.
Наконец-то пытаются создать единую систему по учету залогов автомобилей, сведения о залоге должно быть можно бесплатно получить в интернете по VIN. Подробнее смотрите запись от 15.02.14 “Учет залогов автомобилей” в Рубрике “Общие вопросы права”.
Кстати, по слухам, Гута-Банк оказывает услугу по предоставлению открытых сведений из БКИ. Если информация не верная, заранее прошу прощения у Гута-Банка.
Кстати, нашла еще рекламу сервиса ruvin.ru., где, говорят можно проверить машину на предмет нахождения в залоге
С 01/07/14 заработал реестр уведомлений о залоге движимого имущества, который ведет Федеральная нотариальная палата. https://www.reestr-zalogov.ru