Архив за месяц: Июнь 2013

Изменения ГК РФ, вступающие в силу с сентября 2013г. (сделки)

Всем известно, что с сентября 2013 года в рамках реформы гражданского законодательства вступают в силу очередные революционные изменения в ГК РФ. С полным тестом Федерального закона о внесении изменений можно ознакомиться здесь и здесь.
Изменений очень много, поэтому я их буду комментировать по частям. Начнем с главы о сделках. Чуть ли не половина статей в этой главе изложено в новой редакции, в другой половине тоже кое-что подправили. У себя на сайте я обязательно размещу подробные комментарии к этим изменениям, но о наиболее важных моментах хотелось бы коротко написать здесь.

Во-первых, фактически сломан основной принцип оспаривания сделок, нарушающих закон (ничтожных сделок). Все практикующие юристы привыкли к мысли, что сделку, совершенную с нарушением закона, может оспорить любое заинтересованное лицо, кроме того, суд и сам может применить последствия недействительности таких сделок. Таким образом, большая часть решений судов об отмене прав, основанных на незаконных сделках, базировались на статьях 167, 168 ГК РФ. Без сомнения, это были наиболее часто используемые статьи закона, применяемые при оспаривании сделок.
Теперь же в новой редакции ст. 168 ГК указано, что сделка, совершенная с нарушением закона, является не ничтожной, а оспоримой, и предъявлять требование о признании ее недействительной может только сторона данной сделки или иное лицо, прямо указанное в законе. Срок исковой давности для предъявления таких требований соответственно сократился с трех лет до одного года.
С одной стороны, конечно, хорошо, что сделки теперь не может оспаривать кто попало. Это, безусловно, полезно для стабильности гражданского оборота. Но если начать разбирать конкретные примеры, то возникают вопросы. Сделки, совершенные с нарушением закона, обычно задевают права третьих лиц, не участвующих в сделке. Теперь не понятно, как они будут защищать свои интересы. Например, приватизация квартиры без участия одного из членов семьи. Член семьи, не участвовавший в приватизации, не является стороной сделки. Т.е., выходит, теперь он не может оспаривать такую приватизацию? Или передача земельного участка, занятого зданием, принадлежащем организации А, в аренду организации Б. Такая сделка грубо нарушает п.1 ст. 36 Земельного Кодекса и права организации А. Но организация А не является стороной сделки. Т.е. не может ее оспаривать.
Если я чего-то не понимаю, надеюсь, коллеги меня поправят.

Во-вторых, при оспаривании сделок теперь жестко проводится прицип добросовестности истца. Т.е. истец не вправе оспаривать сделку по тому основанию, которое было ему известно, когда он данную сделку заключал, исполнял, давал на нее согласие или иным образом одобрил (абз. 4 п. 2 ст. 166, п. 5 ст. 166, ст. 173.1) . С таким подходом, по-моему, нельзя не согласиться. Люди все-таки должны немножко отвечать за свои решения.

В-третьих, новой редакцией статьи 181 серьезно изменен принцип исчисления срока исковой давности по ничтожным сделкам. Сам срок по-прежнему составляет три года. Однако, раньше это было три года с момента исполнения, при этом для лиц, не являющихся сторонами сделки, срок часто восстанавливался судами в связи с тем, что им не было известно о начале исполнения сделки. Теперь формула звучит иначе. Для сторн сделки срок исковой давности по-прежнему составляет три года с момента исполнения сделки, а для иных лиц — три года с момента, когда им стало известно об исполнении сделки, но не более 10 лет. Таким образом, введен пресекательный десятилетний срок, после которого уже нельзя будет говорить о том, что истцу не было известно о нарушении его прав. На мой взгляд, десятилетний срок длинноват, однако хорошо, что все-таки появился какой-то крайний предел. Раньше были случаи успешной отмены сделок и двадцатилетней давности в связи с тем, что истцу не было известно о данной сделке.

В-четвертых, введено специальное регулирования заключения и оспаривания сделок, требующих согласия третьего лица, органа власти или органа юридического лица. Статьей 157.1. введены требования к такому согласию, а статьей 173.1. определено, что сделки, совершенные без указанного согласия, теперь являются оспоримыми, а не ничтожными, и оспаривать их вправе только то лицо, чье согласие забыли спросить, и только если вторая сторона по сделке знала или должна была знать об отсутствии согласия.

В-пятых, есть множество других изменений, но они, на мой взгляд, менее революционны и касаются, прежде всего уточнения формулировок или законодательного закрепления достижений судебной практики. Например, введена возможность предъявления иска о признании сделки недействительной без применения последствий ее недействительности, уточнено понятие обмана и заблуждения для целей оспаривания сделок, совершенных под влиянием этих факторов, урегулирован вопрос о юридически значимых уведомлениях и т.д.
Подробнее можно почитать в самом законе или в статье у меня на сайте.

Об изменениях, касающихся решений собраний см. ЗДЕСЬ. Об изменениях по вопросу представительства и доверенности см. ЗДЕСЬ

Как купить подержанную машину?

Как-то раз, в прошлом году, решила я поменять машину. На новую было жалко денег, хотелось обойтись без кредита, поэтому цель состояла в том, чтобы найти приличную двух-трехлетку.

Приступив к поиску, я сразу поняла, что самой большой моей проблемой в этом деле является юридическое образование и опыт сопровождения сделок, позволяющий в полной мере оценить всю дикость рынка подержанных авто. Тут же бросились в глаза очевидные риски при покупке машины на вторичном рынке.

Основные риски

1) Первая мысль, от которой становилось не по себе, состояла в том, что купленный автомобиль мог оказаться залоговым. Дело в том, что регистрация залогов автотранспорта нашим законодательством не предусмотрена (точнее, она предусмотрена законом, но отсутствует процедура), поэтому права залогодержателя (например, банка) возникают с момента подписания договора залога, о котором банк никуда сообщать не обязан. Крупные и приличные банки сливают информацию о своих залогах в общую базу и отбирают у должников ПТС, поэтому если машина заложена в серьезном банке, то оригинала ПТС у продавца на руках не будет, а будет только дубликат. Однако, если банк ведет себя не добросовестно, то наличие у продавца на руках оригинала ПТС еще не гарантирует, что машина не в залоге.

Кроме того, можно попытаться получить имеющуюся у банков информацию о залоге выбранного автомобиля. Сделать это официально не возможно, однако, если вы подъедете на авторынок, то у девушек, оформляющих там кредиты, обычно есть база залоговых авто, и за шоколадку или 500 рублей можно попытаться получить необходимую информацию. Т.е. проблема, казалось бы, решается. Но не тут-то было. Во-первых, в базе есть только те сведения, которые банки сообщают добровольно. Если банк пренебрег своим гражданским долгом по информированию коллег, то соответствующих данных там не будет. Во-вторых, в нашем челябинском перечне есть данные только по челябинским залогам (во всяком случае, так было год назад), если машина из другого региона, то данных по ней тоже нет. И, наконец, в-третьих, машина может быть в залоге не у банка, а у Васи Пупкина, и тогда сведений о таком залоге уж точно не получить.

Таким образом, снизить риск покупки залогового авто можно, если вы покупаете машину с оригиналом ПТС, из своего региона и проверяете ее по базе банковских залогов. Однако 100% — ную гарантию вам все равно никто не даст.

Многие удивятся. Как же так, скажут они, ведь я добросовестный приобретатель, банк сам виноват, что не забрал ПТС у продавца, и суд не сможет отобрать у меня машину. Спешу вас огорчить, практика районных судов сводится к тому, что в таких делах, прежде всего, защищают интересы залогодержателей. Если вам не повезло купить залоговую машину, и по кредиту, обеспеченному залогом, перестанут поступать платежи, то залогодержатель (банк) сможет обратить взыскание на вашу покупку (говоря по-русски, отобрать ее). В том числе, у добросовестного приобретателя. Правда, позиция арбитражных судов по этому вопросу, к счастью, другая, но вам скорее всего придется судиться в районном суде.

По этому поводу еще часто задают вопрос: » А что если мы напишем в договоре купли-продажи, что продавец гарантирует отсутствие залогов и арестов»? Пишите на здоровье, бумага все стерпит. На решение суда об обращении взыскания на предмет залога это не повлияет. Единственное, что сможет дать такая запись - впоследствии вам легче будет взыскать с продавца обратно уплаченные деньги, только вот получить их фактически вы скорее всего не сможете. У таких продавцов обычно нет имущества, за счет которого можно было бы удовлетворить требования кредиторов.

В общем, с залогами все понятно. Дело ясное, что дело темное.

2) Следующий момент, который заставляет задуматься, это аресты, угоны и перебитые номера. Здесь, к счастью, все попроще. Все эти три обстоятельства проверяются гаишниками при снятии автомобиля с учета и при постановке на учет. Таким образом, если машина недавно снята с учета, то, вероятнее всего, она «чистая». Однако и здесь нужно быть внимательным.

Во-первых, если машина заранее снимается с учета для продажи (например, при покупке перекупщиками), то между снятием с учета и постановкой на учет покупателем на свое имя, проходит время, иногда довольно длительное, особенно если машина из другого региона. В этот промежуток времени в ГИБДД вполне может прийти определение суда о наложении на нее ареста или ориентировка на угон. Т.е. может оказаться, что сняли ее спокойно, а поставить на учет уже не получится. Снизить этот риск можно несколькими способами: можно заранее проконсультироваться в ГАИ (там дают такие справки если вы придете с хозяином, правда только в устной форме), можно просто договориться с продавцом, что вы расплатитесь после постановки на учет на ваше имя (некоторые продавцы на это соглашаются).

В последнее время стало модно продавать машины без снятия с учета (оставлять старые номера). Делать это, конечно, можно, но тогда проверка арестов-угонов будет происходить только один раз — в момент выдачи нового свидетельства о регистрации ТС. При таких обстоятельствах лучше расплачиваться после оформления, а не до него, если продавец согласится. Вообще, расплачиваться всегда спокойнее после.

Порядок расчетов

Кстати, о расчетах. Цивилизованные способы оплаты (безнал или хотя бы банковские ячейки) на челябинском рынке подержаных авто абсолютно не приняты. Деньги носят наличкой в сумках. Даже при покупке премиум-автомобилей, которые и подержанные иногда стоят, как квартира. Таким образом, гаишные очереди — просто сокровище для карманников. Такова наша се ля ви.

Самый распространенный порядок взаимодействия с продавцом состоит в следующем.

1)автомобиль снимается с учета,

2) подписывается договор купли-продажи,

3) продавец подписывает ПТС, передает Вам ключи и все оставшиеся у него документы,

4) вы расплачиваетесь (не забудьте взять с продавца расписку в получении денег),

5) идете ставить автомобиль на учет. Когда все гладко, и все документы в порядке, продавец вам для этого не нужен.

Если автомобиль снят с учета при вас, то эта схема вполне приемлема и достаточно безопасна. Если же автомобиль снят с учета заранее или вообще не снимался с учета (продается со старыми номерами), то при постановке на учет на ваше имя могут выплыть вышеназванные проблемы с арестами.

Как проверить ПТС

Если вы покупаете иномарку, то ПТС обязательно должен быть выдан таможенным органом. Если ПТС на автомобиль, произведенный не в России, выдан каким-нибудь ГИБДД, значит, с ним что-то не в порядке. Серия ПТС должна соответствовать выдавшей его таможне. На эту тему (какой таможне соответствует какая серия ПТС) я находила прекрасную статью в сети, но, к сожалению, потеряла ссылочку. Если найду, выложу.

Немножко о продавцах

Большую часть рынка подержанных авто контролируют разного рода перекупщики. От одиночек-предпринимателей до дилерских центров, продающих подержанные машины, полученные по трейд-ин. В итоге, найти машину, которую продает сам хозяин, не так-то просто, а между тем, стоит постараться. Покупка у хозяина напрямую обладает рядом серьезных преимуществ:

1) Перекупщики обычно продают машину по доверенности, а это всегда опасно для покупателя. Любую доверенность можно и отменить. Если же доверитель, не дай Бог, умер, то доверенность автоматически теряет силу, и ваша сделка по покупке автомобиля может быть оспорена по иску наследников, и обновку отберут.

2) Если хозяин знает, что с машиной что-то не так (технически или юридически), то он обычно старается сбыть ее перекупам, чтобы лично не контактировать с будущим владельцем.

3) Если вы покупаете машину у человека, действующего по доверенности, то все юридические претензии (например, если машина залоговая) вы сможете предъявить не тому, с кем общались при покупке, а доверителю, которого никогда не видели. А настоящий продавец останется в стороне.

4) Если же все-таки покупаете автомобиль у посредника, обязательно смотрите, чтобы в доверенности было специально оговорено право на получение денег. Иначе может получиться, что вы расплатитесь с доверенным лицом, а доверитель потом скажет, что никаких денег не видел.

Таким образом, независимо от честности самого перекупщика, сделки через посредников всегда несколько более опасны, чем прямые сделки. Я уж не говорю о том, что перекупы продают машины дороже, чем покупают сами, иначе зачем бы им этим заниматься.

Отдельно хотелось бы остановиться на дилерских центрах. В своей рекламе они, как правило, заявляют, что покупать у них подержанную машину, якобы, безопаснее, чем на базаре, поскольку они эти машины, мол, проверяют. Между тем, в Челябинске я нашла только один дилерский центр, который на тот момент действительно продавал машины от своего имени и, соответственно, юридически отвечал за то, что продает. Это был Леонар Авто. Все остальные дилерские центры, к которым я обращалась, как и перекупщики с авторынка, продавали автомобили по доверенности, то есть, не отвечали ни за что. Особенно примечателен в этом отношении оказался Регинас. Мало того, что он не берет на себя никакой ответственности (как и все остальные), он еще и снимать автомобиль с учета перед продажей отказывается. Т.е. вы должны сначала заплатить деньги (причем не самому Регинасу в кассу, а некому индивидуальному предпринимателю, который называется менеджером по продажам подержанных автомобилей) и получить документы для постановки на учет. А если машину не поставят на учет по причине наложения ареста, требования по возврату денег вы будете предъявлять к неизвестному прежнему собственнику, которого никогда не видели, и которого нужно еще найти. Регинас будет глубоко не при чем. Правда, этот самый менеджер по продажам утверждал, что «в случае чего мы вернем деньги», но убеждаться в этом я не стала.

Более того, в отличие от обычных мелких спекулянтов, они еще и не торгуются и не идут ни на какие уступки. Если с обычным перекупщиком, например, вполне реально договориться об оплате после постановки на учет, то дилерский центр никогда на это не пойдет. При любых ваших попытках обезопасить сделку на вас будут смотреть, как на идиота. Мол, что вы так волнуетесь, не завод же покупаете.

При таких обстоятельствах совершенно не понятно, за что переплачивать дилерским центрам. Только за то, что перед продажей автомобиль постоит в красивом месте.

Итак, подведем итоги.

Покупать подержанную машину, к сожалению, совсем не так легко и прятно, как новую. Но, если вы считаете, что разница в цене того стоит, то могу дать несколько коротких рекомендаций:

Во-первых, заранее согласитесь с возможными рисками, полностью их все равно не исключить. В конце концов, машина — это только вещь. Если же вы все-таки хотите снизить возможные проблемы в будущем, обратите внимание на следующие моменты:

1) Лучше всего покупать напрямую у хозяина, а не у перекупщика (таких машин на базаре не много, но при желании найти можно),

2) Если все-таки продавец действует по доверенности, проверяйте в доверенности наличие права на получение денег.

3) Смотрите автомобиль из того региона, где покупаете. Он должен быть ввезен каким-нибудь местным дилерским центром,

4) Последняя сделка с автомобилем должна быть максимально давно. Т.е., если вы ищите 2-3 летнюю машину, у нее должно быть не больше одного хозяина по ПТС.

5) НИКОГДА НЕ ПОКУПАЙТЕ АВТОМОБИЛИ С ДУБЛИКАТАМИ ПТС. Это основной источник проблем. Конечно, бывает, что хозяин просто утерял ПТС, но, по-моему, это его сложности. Вам все это совершенно не нужно.

6) Перед покупкой проверьте автомобиль по базе банковских залогов. Для этого нужно переписать VIN и съездить на авторынок к девушкам, которые занимаются оформлением кредитов. Другого доступа к этой базе я не знаю.

7) Если покупаете машину с номерами, то расплачиваться желательно после постановки на учет на ваше имя. Если же продавец на это не соглашается, то машину лучше предварительно все-таки снять с учета. В момент снятия ее полностью проверят на наличие известных гаишникам юридических проблем.

8) Ну и конечно диагностику технического состояния перед покупкой лучше сделать. Это и так понятно.

На то, чтобы найти машину и продавца, соответствующих этим требованиям лично у меня ушел месяц. Зато теперь с удовольствием езжу. Удачных покупок ).